Объективные новости через призму совести

Почему в российских школах решили отменить обществознание?

2 мая
Почему в российских школах решили отменить обществознание?

Автор: Виктория Лисунова

Ежегодно сфера российского образования претерпевает значительные изменения. Причем это касается как высших, так и средних учебных заведений. Одно из последних нововведений затронет учеников 6, 7 и 8-х классов — речь идет об ликвидации такого предмета как «Обществознание» из их учебной программы. Соответствующая информация следует из приказа, опубликованного Министерством просвещения. Почему же все-таки решили исключить предмет и может ли это сказаться на знаниях школьников?

Обществознание — это один из ключевых предметов в школьной программе, который не только даёт школьникам знания о социальных процессах и явлениях, но и помогает им лучше понять мир, в котором они живут. Кроме того, именно обществознание выбирают чаще всего для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), ведь этот предмет требуется для поступления в высшее учебное заведение на большинство специальностей. Так, например, в 2023 году его сдавали около 270 000 человек.

Главная причина, почему захотели сократить количество часов, отведенных на изучение обществознания, а в некоторых классах и вовсе убрать предмет из программы — это увеличение уроков по истории. Согласно нововведениям историю будут изучать почти в полтора раза больше — 476 часов вместо 340. В 5–7-х классах ученикам предстоит освоить модуль «История нашего края», а в 8-м уже увеличится время, отведенное на всеобщую историю и историю России. В то время, когда некоторые уже начинают бить тревогу, Владимир Мединский спешит всех успокоить — часть материала перейдет в программу по истории.

«Знания содержательные никуда не уберут. Что-то перейдет в историю, что-то перейдет в другой класс. Программа сама вся остается, но изучение станет более удобным для школьника и для учителя. И не будет так, что в одном классе дикий перегруз, а в другое время, наоборот, неожиданно много общих знаний об обществознании. Все это будет просто синхронизировано и приведено так, чтобы на все хватало времени, спокойно и последовательно», — сообщил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.

Планируется, что преподавать обществознание в российских школах по-новому начнут с 1 сентября 2025 года. Новый учебник для 9-11 классов сейчас как раз находится на стадии разработки. Стоит подчеркнуть, что программа по обществознанию в 9-м классе составит всего 34 часа — это один урок в неделю. Достаточно ли будет этого для сдачи ОГЭ? Вероятнее всего не совсем, но экзамен планируют адаптировать. Тем более некоторые утверждают, что школьникам вполне реально подготовиться к этому в сжатые сроки. Но вполне логично было бы его вовсе отменить.

«Программа по обществознанию в 8–9-х классах по большей части копирует материал предыдущих лет, но раскрывает темы более подробно, углубленно. Практика показывает, что двух лет достаточно, чтобы всесторонне освоить необходимый материал и успешно сдать ОГЭ по предмету. Таким образом, предмет обладает небольшим содержательным потенциалом и может быть освоена в более короткий срок. Более того, интенсивно готовиться к экзаменам большая часть школьников начинает не раньше 9-го класса, что лишь подтверждает возможность освоить предмет в сжатые сроки», — поясняет учитель истории и обществознания школы-клуба «Династия» Виктория Еранцева.

И все же кто бы что не говорил, многие педагоги считают решение об отмене обществознания в российских школах ошибочным. Так, профсоюз «Учитель» создал петицию против ликвидации предмета. Преподаватели указывают на проблемы, которые могут возникнуть, в числе них — снижение уровня подготовки абитуриентов, поступающих на юридические, экономические, социологические факультеты.

«Мы, преподаватели обществознания и родители, считаем, что такие серьезные изменения возможны только после широкого и открытого обсуждения в профессиональном и родительском сообществах, с привлечением экспертов — специалистов в области социальных наук. <…> Предлагаемые изменения носят принципиальный характер. При этом никто даже не пытается толком объяснить, для чего они нужны, не говоря уже о том, чтобы привлечь к дискуссии профессиональное сообщество. Такой подход предполагает отношение к учителю исключительно как к транслятору спущенных «сверху» установок, а не как к специалисту, который способен самостоятельно ориентироваться в актуальной научной и методической проблематике. Непонятно, как это соотносится с декларируемым уважением к чести и достоинству учителя», — подчеркивают в профсоюзе «Учитель».

Читать все материалы