Объективные новости через призму совести

Цены выше, доходы ниже: почему дорожают товары?

21 октября 2023

Автор: Игорь Тихомиров

Последнее время мы постоянно слышим об инфляции и перебоях с поставками тех или иных товаров. И если с товарами общего пользования можно как-то повременить, то что делать с дефицитом жизненно важных лекарственных препаратов? Также немаловажной проблемой, с которой столкнулись россияне, стало повышение цен, которые растут с неимоверной скоростью. Бывает и такое, что ценник на одни и те же товары за день может измениться по несколько раз. Однако доходы граждан увеличиваются, увы, не так стремительно. В качестве основной причины резкого скачка цен и дефицита ряда товаров называют САНКЦИИ.

Но только ли в этом причина?

Как мы уже ранее писали, сегодня Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением Запада. И руководство нашей страны делает все возможное, чтобы решить вопросы перебоев поставок тех или иных товаров, возникшие из-за ухода зарубежных компаний из России. Также, понимая, в каком непростом положении оказался малый и средний бизнес, лишившись бизнес-партнеров, и какая на нем лежит ответственность по восстановлению товарооборота, президентом РФ было поручено правительству снизить регуляторную и административную нагрузку на российский бизнес.

Но как показали результаты правоприменения Шереметьевской таможней Приказа ФТС от 18.03.2019 г. № 444 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения…и сроков представления отчетности», регламентирующего способ предоставления в таможню отчетности владельцами складов временного хранения (СВХ), видимо, не всеми должностными лицами были услышаны призывы нашего президента поддержать российский бизнес и оказать ему всяческую поддержку. И в то время как глава государства и правительство делают все возможное, для поддержки тех, от кого сейчас зависит выведения нашей страны из кризисной ситуации при осуществлении внешнеэкономической деятельности, существуют и те, кто своими действиями не упрощает, а в разы усложняет жизнь участников ВЭД.

А воз и ныне там?

О проблемах, которые возникли у СВХ после принятия Приказа №444, участники ВЭД заговорили практически сразу. И неоднократно поднимали эту тему на разных уровнях и в разных инстанциях. Этот вопрос уже не один год является предметом рассмотрения на заседаниях постоянной комиссии по вопросам совершенствования таможенного администрирования и информационных технологий при ФТС России. Дело дошло до того, что на отсутствие четкой методики оформления отчетности в соответствии с Приказом №444, обязанность по подаче которой в таможню лежит на владельцах СВХ, обратили внимание не только представители бизнес-сообществ, но и в научной среде. Так, еще в 2019 году в научном издании «Наука Красноярья» затрагивалась тема «Совершенствования организации таможенного контроля при помещении товаров на временное хранение». В своей статье кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта Алла Викторовна Павлова рассматривала проблемные вопросы, с которыми вынуждены сталкиваться СВХ при подаче отчетности «ДО-1», «ДО-2», «ДО-3» (о том, что это за такие важные документы, и с какими проблемами сталкиваются СВХ при их подаче, мы уже писали в нашем материале) в таможенную службу. По мнению автора материала, «анализ приложений к Приказу ФТС РФ от 18.03.2019 г. № 444 не позволяет в полной мере регламентировать права владельца СВХ, а именно отсутствует четкая методика заполнения отдельных граф отчетной формы «ДО-1», «ДО-2», «ДО-3».

Также эксперт в области таможенного права обращает внимание на то, что в «Приказе не предусмотрен порядок сверки (уточнения) данных, встречной сверки, указанных в «ДО-1», «ДО-2», «ДО-3» между СВХ и таможенным постом на первичном этапе предоставления отчетности». И говорит об отсутствии «регламентации относительно порядка внесения изменения в отчетность в процессе выявления расхождений». В связи с этим Алла Владимировна полагает, что для разрешения проблемы требуется внесение изменений в Приказ, а именно: необходимо законодательно предусмотреть возможность внесения корректировок в «ДО-1» и «ДО-2», в результате встречной проверки, т.е. необходимо четко регламентировать порядок с установлением сроков, что «позволит снизить нарушения со стороны СВХ и уменьшит затраты времени таможенных органов на судебные разбирательства».

О необходимости внесения изменений в Приказ №444 с учетом предложений деловых кругов неоднократно говорили и в самой таможенной службе на заседаниях различных постоянных комиссий при ФТС России. Так, пп. 4.2-5.3 Протокола №3 (заседания постоянной комиссии по вопросам развития таможенного администрирования … при ФТС России) от 02.07.2019 посвящены обсуждению проблемных вопросов применения положений Приказа и необходимости подготовки предложений по их решению.

1.jpg

Протокол №3 от 02 июля 2019 г

Прошло несколько лет, и мы опять читаем в пн.5.1-5.2 Протокола №6 от 14 апреля 2021 г о необходимости подготовки предложений для доработки Приказа.

2.jpg

Протокол №6 от 14 апреля 2021 г

Выходит, до дела так и не дошло? И решение комиссии о внесении изменений в Приказ №444 осталось только в Протоколах заседаний, которые, между прочим, были утверждены самим Русланом Давыдовым - на тот момент занимавшим пост первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы РФ, а сейчас являющегося ВрИО главы ФТС?

Однако, несмотря на известные самой таможне пробелы в Приказе и неясности его применения, Шереметьевская таможенная служба с завидным постоянством (эту бы энергию, да в мирных целях!) выписывает протоколы владельцам СВХ за любую, по ее мнению, недостоверную информацию в отчетах и отказывается принимать во внимания тот факт, что у СВХ просто-напросто может отсутствовать информация, которую так настоятельно в «добровольно-принудительном» порядке требуют указывать доблестные таможенники. А отсутствие до сих пор (приказ вступил в силу около 4 лет назад) регламентов, описывающих процедуру заполнения отчетности, не позволяет разобраться в спорных вопросах.

Но разве такие мелочи могут встать на пути блюстителей таможенного порядка, добросовестно выписывающих огромное количество протоколов? И так они увлеклись этим занятием, что даже в отличие от своих коллег из Внуковской таможни (которые в аналогичной ситуации не выписывают протоколы, видимо, более внимательно изучив таможенное законодательство), скорее всего, даже не нашли времени, чтобы ознакомится со своими же собственными нормативными актами. А следовало бы, так как незнание законов, как известно, не избавляет от ответственности за их неисполнение. Да и работы сразу стало бы меньше, так как в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона №289-ФЗ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства в сфере таможенного регулирования, если оно вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах. А следовательно, продолжая необоснованно привлекать к административной ответственности владельцев СВХ за предоставление неполной информации в отчетах в виду неясности толкования процедуры ее подачи , они сами нарушают тем самым ч. 4 вышеназванного закона, которая гласит, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц».

И тут хотелось бы поинтересоваться: куда смотрит Минтранс, основными задачами которого является формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса (к которому как раз и относится СВХ, работающий в аэропорту), а также разработка и реализация совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программ его развития, и почему несмотря на отсутствие решения данного вопроса уже более 4 лет не принимает никаких мер? Почему не оказывается на стороне организаций, входящих в транспортный комплекс РФ, когда таможенная служба в обход закона своими, по всей вероятности, не совсем законными действиями не только увеличивает финансовую нагрузку на законопослушных участников ВЭД, но и прибавляет бессмысленных задач сотрудникам СВХ. Что, конечно, вряд ли самым положительным образом отразиться на его работе и стоимости услуг, а соответственно, времени поставки товаров покупателям и их конечной стоимости.

Читать все материалы