Объективные новости через призму совести

Раздел «Яндекса»: в чем причина и что будет с компанией после этого?

8 апреля 2024
Раздел «Яндекса»: в чем причина и что будет с компанией после этого?

Автор: Виктория Лисунова

В начале февраля 2024 года было объявлено о разделе крупнейшей российской IT-компании «Яндекс». Впервые официально об этом заговорили еще в конце ноября 2022, однако сделка никак не могла состояться. При этом эксперты придерживаются мнения, что для пользователей мало что изменится, но зато могут открыться новые перспективы перед инвесторами.

Изначально головное юридическое лицо российской компании «Яндекс» было зарегистрировано в Нидерландах. Вероятно, это могло быть связано с более благоприятным налоговым режимом, ведь Нидерланды известны своими налоговыми льготами для предприятий. Кроме того, компании, зарегистрированные там, имеют доступ к международным рынкам и финансовым инструментам, что по всей видимости также было важным фактором для «Яндекса», стремящегося к международному развитию.

При этом всем 5 февраля 2024 года было объявлено, что компания разделится на две части: российский «Яндекс» и нидерландскую Yandex N.V, ранее являющуюся как раз материнской компанией всего «Яндекса». Такое решение — вполне себе ожидаемый поворот событий, связанный с введением санкций со стороны недружественных стран и усложнением взаимодействия с международными компаниями. Реорганизация бизнеса подразумевает смену названия Yandex N.V., а также прекращение использования брендов «Яндекса» нидерландским холдингом. В свою очередь головной компанией теперь станет МКАО «Яндекс», основной владелец которой ЗПИФ «Консорциум. Первый» во главе с менеджерами «Яндекса».

«Нидерландская Yandex N.V. планирует со временем выйти из числа акционеров этой группы компаний и сменить свое название. <…> Также рассматривается возможность изменения корпоративной структуры, при которой управление выделяемой группой компаний будет передано менеджменту «Яндекса». Изменения позволят ей продолжить фокусироваться на создании технологических продуктов и сервисов. «Яндекс» продолжит развиваться как частная независимая группа компаний, работать на открытом рынке и конкурировать с локальными и глобальными игроками», — подчеркивали ранее в пресс-службе «Яндекса».

В заявлении компании указано, что ряд бизнесов, включая автономные автомобили, облачные технологии и др., продолжат работать в России, но их международные части будут выделены в самостоятельные компании под управлением компании в Нидерландах. Но именно для российской компании «Яндекс» это станет новым этапом в развитии бизнеса. Кроме того, продажа может принести дополнительные инвестиции и ресурсы для компании, что поможет ей укрепить свои позиции на рынке.

Однако важно помнить, что любое изменение в структуре компании имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. Например, стоит учитывать, что разделение «Яндекса» способно привести к необходимости перехода на другие сервисы или платформы, что может вызвать неудобства и потерю данных или же наоборот — повысит безопасность пользователей. В этом контексте стоит сказать и о качестве предоставляемых сервисов, ведь ввиду реорганизации оно может как улучшиться, так и привести к тому, что некоторые услуги или продукты не будут развиваться таким образом, как это было до разделения.

Помимо всего перечисленного есть риск, что разделение компании приведет к изменениям в тарифах, а также в ценах на услуги. Возможно, стоимость может кратно увеличиться, что негативно скажется на пользовательском опыте. Однако стоит понимать, что увеличение затрат при развитии бизнеса — неизбежно.

«Выручка компании, конечно, растет, но ценой снижения маржинальности. Направление такси рост, в основном, исчерпало, а регулировать цены, скорее всего, захотят наши политики, которые заботятся о населении. В направлении маркетплейсов - ключевом направлении роста – «Яндекс» не может угнаться за «Озоном» и Wildberries, так что его на днях даже не упоминали в связи с жалобами на тех, кто может угрожать конкуренции на рынке маркетплейсов. Поэтому дальнейший рост может потребовать резкого увеличения затрат», — оценил аналитик «Финама» Леонид Делицын.

В целом, разделение компании «Яндекс» может вызвать некоторые изменения, о которых мы рассказали выше, поэтому важно следить за развитием событий и быть готовыми к возможным переменам.

Читать все материалы