Объективные новости через призму совести

Могут ли новые требования таможенной службы привести к повышению цен и дефициту товаров?

28 марта
Могут ли новые требования таможенной службы привести к повышению цен и дефициту товаров?

Автор: Игорь Тихомиров

Более десяти лет Россия вынуждена противостоять беспрецедентному санкционному давлению США и подчиняющегося им Запада. И надо сказать, что усилия руководства нашей страны и выбранные пути вывода экономики из кризисной ситуации дают свои положительные результаты. Параллельный импорт жизненно необходимых товаров и перестраивание логистических цепочек с Запада на Восток позволили гражданам нашей страны не так сильно ощутить уход полюбившихся брендов и последствия трусливого бегства американских и западных компаний. И как ни старались наши противники, обвала экспорта и ожидаемого спада экономики в России так и не произошло. Однако мало кто задумывается над тем, сколько усилий приходится прикладывать участникам ВЭД, чтобы выработать действенные схемы доставки товаров нашим гражданам в обход санкций.

И казалось бы, в подобной ситуации контролирующий орган, отвечающий за обеспечение соблюдения прав и законных интересов представителей внешнеэкономической деятельности (п.3 ст. 1 от 03.08.2018 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ…»), должен оказывать всяческую поддержку тем, кто прикладывает столько усилий для поддержания товарооборота на необходимом уровне и насыщения товарами российских потребителей. Но по какой-то неведомой причине те, кто должны подставлять плечо и оказывать поддержку, своими действиями скорее норовят поставить подножку.

Наше издание уже неоднократно писало о проблемах, с которыми постоянно вынуждены сталкиваться владельцы складов временного хранения (далее - СВХ), работающие в аэропорту, и другие участники внешнеэкономической деятельности из-за недоработки Приказа №444.

Более пяти лет ушло на доказывание его несоответствия российскому и международному законодательству. Но, как говорится, «терпение и труд все перетрут». И вот в судебном решении мы читаем, что «действующим приказом ФТС…№444 не урегулирован порядок заполнения отчетности владельцем СВХ с учетом вышесказанных особенностей».

А следовательно, Приказ ФТС, действительно, противоречит Российскому законодательству, в том числе Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Также недоработанный Приказ ФТС №444 противоречит и Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ во взаимосвязи с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В соответствии с п.2 ст.6 вышеназванного закона «в целях принятия мер по профилактике коррупции, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции».

В связи с огромной работой, проделанной участниками ВЭД, и ввиду огромного количества неясностей и неточностей в формулировках документа, спустя пять лет было принято решение о доработке Приказа №444.

Но не успели измученные сотнями и сотнями протоколов владельцы СВХ порадоваться своей маленькой победе, как пришла очередь нового испытания. Рано расслабляться. Таможенники - ребята серьезные и так легко сдаваться не привыкли.

И вот 6 марта 2024 года в ходе рабочей встречи с представителями СВХ и авиакомпаний, организованной Шереметьевской таможней, в качестве первого вопроса было заявлено новое пожелание таможенной службы:

Дескать, хотим мы теперь получать детальную информацию (коды ТНВЭД) о товарах (правда, как мы уже писали ранее, СВХ работают исключительно с грузом, а не с товарами), помещаемых на временное хранение, от авиакомпании. Надо сказать «радости» последних не было предела.

Авиакомпании в свою очередь, по мнению таможни, должны затребовать эту информацию у грузовых агентов, оформляющих грузоперевозку. И все бы хорошо, да только по международному законодательству подобную информацию грузоотправитель предоставлять не обязан.

(Ранее наше издание достаточно подробно уже разбирало эту тему:

«Российским и международным законодательством не предусмотрено требование к перевозчику указывать полную информацию о грузе (полное наименование, коды ТНВЭД, стоимость груза).

Так, Монреальской конвенцией, имеющей преимущественную силу перед любыми правилами, применяемыми к международной воздушной перевозке, не предусмотрено указание в товаросопроводительных документах сведений о коде ТНВЭД и стоимости груза, а максимальный объём сведенийограничен указанием характера груза и его веса.

Согласно стандартам ИАТА по заполнению авианакладной (Резолюции 600А Авианакладная), являющейся перевозочным документом, из которого при заполнении ДО-1 СВХ только и может получать информацию о грузе, к авиаперевозчикам не предъявляются обязательные требования по указанию полного наименования груза, а также кода ТНВЭД и стоимости для таможни».

Основная ориентация вышеназванных требований - на технологическую безопасность, предотвращение авиакатастроф и инцидентов.)

А посему грузоотправитель вряд ли захочет раскрывать коммерческую информацию.

Но и это не беда. Представитель крупнейшего российского авиаперевозчика сразу нашел выход. По его мнению, надо эту обязанность просто закрепить на законодательном уровне. И тогда никаких проблем с предоставлением информации не будет.

За авиакомпанию можно только порадоваться. Это какая же бездумная вера ее сотрудников в силу нашего законодательства на мировом уровне! Жаль только сами его изучить так и не нашли времени.

Все дело в том, что в соответствии с российским законодательством правила воздушных перевозок грузов регламентируются Федеральными авиационными правилами (далее - ФАП) и Воздушным кодексом РФ (ВЗК РФ).

Так согласно п.210 ФАП «груз выдается грузополучателю на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной». В то же время в соответствии с пп.1,2 ст. 105 ВЗК РФ перевозочным документом груза является авианакладная, и удостоверяется договор воздушной перевозки именно грузовой накладной, в которой информация о грузе ограничена указанием его характера и веса.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что авиакомпания просто не имеет законного права запрашивать и требовать у грузоотправителей информацию, не содержащуюся в авианакладной (в т.ч. коды ТНВЭД). Поэтому очень странно слышать подобные предложения от представителя крупного авиаперевозчика, который просто обязан знать основные Законы, регламентирующие воздушные перевозки.

И перед тем, как закреплять на законодательном уровне требование о предоставлении кодов ТНВЭД грузоотправителем или грузовым агентом, следует предварительно внести изменения в действующее российское и международное законодательство, а также унифицировать коды на международном уровне.

Также особенно забавно выглядит это предложение с учетом желания руководства нашей страны переориентировать логистику на Африку. Только представьте себе, сидит где-нибудь в маленьком африканском городке грузоотправитель и изучает наши Федеральные законы. И, конечно же, неукоснительно им следует. Вот только, что он в документах после этого напишет, а главное - кто за достоверность этой информации отвечать будет, никто пока не знает.

С другой стороны, возникает более важный вопрос: не будет ли требование о разглашении коммерческой информации о товаре играть на руку Западным странам, которые с таким упорством пытаются распознать новые схемы обхода санкций и перекрыть все возможности для экспорта санкционных товаров, так необходимых нашим гражданам?

Неужели пока Правительство РФ прикладывает все силы для повышения устойчивости экономики России и поддержке граждан в условиях санкционного давления стран ЕС, находятся представители госорганов, которые своими необоснованными и необдуманными действиями сводят всю проделанную работу к нулю? Так кому же на руку новые «хотелки» таможенной службы?

Ну и, конечно, вне всяких сомнений новые требования самым «наилучшим» образом укрепят взаимоотношения с союзниками и поспособствуют поиску новых перспективных партнеров. Кто же откажется тратить свое время на оформление дополнительной информации? Тем более, что и делать это вовсе не обязан.

За чей счет банкет?

Другой вопрос, который так и повис в воздухе: кого в итоге будет привлекать к ответственности таможня за недостоверность информации, предоставленной авиакомпании грузовым агентом? Опять СВХ? Ведь куда проще искать нарушителя «под фонарем». До грузоотправителя нашим таможенникам добраться достаточно сложно. Авиакомпании тоже не так интересны. А вот родимые СВХ за все, видимо, и ответят. Тем более, что и схема работы по вынесению Протоколов без вины виноватым складам отработана и на поток поставлена. А то, что подобные деяния увеличат время обслуживания груза, наложат дополнительные расходы и тем самым не самым благоприятным образом отразятся на конечной стоимости товара, так надо же чем-то или кем-то жертвовать. Почему не теми, от чьей бесперебойной работы во многом сейчас зависит экономическое развитие нашей страны? Да и к регулярному повышению цен наш народ уже привык. Зато какие красивые цифры на совещании озвучить можно будет и лишнюю «плюшку» заработать. Пускай даже ценой российской экономики, на развитии которой вряд ли благотворно отразится повышение стоимости товара для конечного потребителя (некоторые СВХ негласно закладывают в расходы штрафы по вынесенным таможенной службой протоколам).

Правда, подобное решение будет сродни тому, что наказывать телефон за украденные со счета денежные средства. Ведь именно при его непосредственном участии мошенники выманивают огромные суммы денег с честных граждан. Так и что? Надо будет, и телефон отвечать заставим!

И СВХ стороной не обойдем. Он, конечно, в данной цепочке лишь передаточное звено ранее полученной информации. И в соответствии с тем же самым Приказом №444 не имеет никакой возможности ее проверить, так как у грузчика или даже сотрудника службы транспортной безопасности нет никакого права вскрыть на свое усмотрение грузовое место – какую-нибудь приглянувшуюся ему коробочку, и от души в ней пошуршать, вытряхивая, обнюхивая, примеряя или даже пробуя на вкус ее содержимое. Но это же не причина Протокол не выписать?

Да и закаляться им надо и терпения набираться. Как не крути, а в ближайшее время, скорее всего, предстоит столкнуться с новыми испытаниями – территориями складскими с таможней делиться в соответствии с законопроектом №296887-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Только на этот раз добиться его изменения участникам ВЭД будет не так просто. Уровень совсем иной у документа – Федеральный. Это Вам не какой-то там Приказ…

С другой стороны, с последствиями своеобразного пониманием некоторых таможенников - «как правильно работать» - сталкиваются не только СВХ.

На прошедшей выставке TransRussia-2024 импортеры делились своим опытом взаимодействия с таможенной службой при декларировании товара и определении размера таможенных платежей. Оказывается, по мнению таможенников, стоимость товара определяется не из перевозочных документов, а из конечной стоимости товара на различных маркетплейсах (в которой уже заложены таможенные пошлины). И более высокая цена реализуемой в розницу продукции по сравнению с представленной компанией-импортером закупочной стоимостью является причиной для проведения таможенной проверки.

Пожалуй, не надо быть экономистом, чтобы понять - подобное необоснованное завышение таможенных пошлин может привести только к вынужденному повышению оптовой цены и, как следствие – увеличению конечной стоимости для потребителей.

Так может и в этом также заключается причина регулярного роста цен и закрытия компаний из-за снижения покупательской активности? А высокая инфляция с понижением благосостояния наших граждан является не только последствиями санкционного давления?

С другой стороны, и таможенников чисто по-человечески понять можно. Куда проще, а главное – интереснее, в рабочее время изучать ассортимент Wildberries, Ozon или ЯндексМаркета, нежели вчитываться в китайские иероглифы или (в лучшем случае) – вспоминать школьные азы по изучению английского языка.

Только как в этом случае оценивать слова ВРИО руководителя ФТС России Руслана Давыдова, который еще в 2022 году заявлял: «таможенные органы продолжат делать все необходимое для того, чтобы российский бизнес чувствовал себя максимально комфортно в складывающихся непростых условиях»?

Или по мнению главы ФТС России, только в условиях повышенной административной нагрузки и завышенных таможенных платежей бизнес может чувствовать себя максимально комфортно? Боюсь, умом таможню не понять!


Читать все материалы